Skip to main content

Международная научная конференция "Инновационные подходы в исторических исследованиях: информационные технологии, модели и методы". Отчет о XIII конференции ассоциации "История и компьютер"

Posted in


Документ без названия

Международная научная конференция
"Инновационные подходы в исторических исследованиях:
информационные технологии, модели и методы"

Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и Межрегиональная ассоциация "История и компьютер" (АИК) провели 21 - 23 октября 2012 г. Международную научную конференцию "Инновационные подходы в исторических исследованиях: информационные технологии, модели и методы", в рамках которой прошла XIII конференция АИК. Конференция проводилась при поддержке РФФИ 1 .

В центре внимания конференции были вопросы, связанные с разработкой инновационных подходов в исторических исследованиях; тенденции и закономерности взаимодействия истории и точных наук, теоретические и прикладные аспекты использования информационных и телекоммуникационных технологий; методы и модели в изучении исторических явлений и процессов; создание новой информационной среды в исторических исследованиях; разработка и использование профессионально-ориентированных научно-образовательных ресурсов. Как показала конференция, формирование междисциплинарного академического сообщества способствует координации профессиональной деятельности и обогащает методический арсенал исследований, которые ведутся "на стыке" наук. Заметные успехи в междисциплинарных исследованиях достигаются историками при активном сотрудничестве с представителями других социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин, работающими в вузах, академических институтах, архивах, музеях, библиотеках и других организациях, занимающихся проблемами изучения и сохранения историко-культурного наследия.

В работе конференции в качестве докладчиков и участников дискуссий и круглых столов приняли участие около 100 специалистов из России, стран СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан) и дальнего зарубежья: проф. П. Артур (Австралия), проф. М. Таллер (Германия), проф. Г. Торвальдсен (Норвегия), проф. Чжан Гуансян и доц. Ян Свинхун (Китай). Тезисы докладов и сообщений опубликованы  2 .

Программа работы была весьма насыщенной. В ходе конференции проведены два пленарных заседания, "круглый стол", работали девять секций. Выступивший на открытии конференции президент АИК, зав. кафедрой исторической информатики Исторического факультета МГУ проф. Л.И. Бородкин поздравил присутствующих с двадцатилетием возникновения исторической информатики в России и отметил, что развитие этого междисциплинарного направления открывает новые возможности и перспективы исследований в различных областях исторической науки на основе применения инновационных методов и технологий.
На пленарном заседании были представлены четыре доклада:

  • д.и.н. Л.И. Бородкин (МГУ), д.и.н. В.Н. Владимиров (Алтайский госуниверситет, Барнаул), к.и.н. И.М. Гарскова (МГУ). Ассоциация "История и компьютер": 20 лет спустя;
  • проф. М. Таллер (Кельнский университет). What is a Digital Research Environment for Historians?;
  • проф. П. Артур (Национальный университет Австралии, Канберра). Virtual Museums and Collections;
  • к.и.н. Д.С. Жуков, д.и.н. В.В. Канищев, к.и.н. С.К. Лямин (Тамбовский госуниверситет). Фрактальное моделирование историко-демографических процессов.

Пленарные доклады поднимали вопросы перспектив развития новой инфраструктуры исторических исследований и образования, разработки инновационных подходов, методов и моделей в применении информационных технологий в гуманитарной сфере и вызвали большой интерес.
Обсуждение проблем, затронутых в пленарных докладах, получило продолжение на заседании круглого стола по методологическим проблемам исторической информатики «Историческая информатика: векторы развития в 2010-х гг.» (ведущие – д.и.н. Л.И. Бородкин, д.и.н. В.Н. Владимиров). Практически все участники конференции приняли участие в этом заседании. В центре внимания были вопросы о возможных траекториях развития исторической информатики в свете быстрой смены информационных технологий и инновационных тенденций развития в гуманитарных исследованиях, а также о взаимодействии исторической информатики и новой развивающейся области, связанной с созданием «цифровой» инфраструктуры для гуманитарных исследований (digitalhumanities).

В течение двух дней, 22 и 23 октября, проходили секционные заседания. В связи с большим количеством докладов в каждой двухчасовой сессии одновременно работали по три и даже четыре секции; общее количество сессий за время конференции – 17.

На секции "Моделирование исторических процессов" были представлены доклады методологического характера: о специфике "исторической информации" (проф. М. Таллер. Is "historical information" the same as information?), а также методического и прикладного характера. Доклады д.ф.-м.н С.Н. Гринченко (Институт проблем информатики РАН) и д.и.н. Ю.Л. Щаповой (МГУ) были посвящены числовому моделированию как средству изучения археологической эпохи, доклад д.и.н. И.В. Журбина, О.Т. Зубаревой, и М.Г. Ивановой (Физико-технический институт УрО РАН, Ижевск) – реконструкции исторического развития территории с помощью моделирования и пространственного анализа. В докладах И.В. Романенко, д.и.н. Н.В. Митюкова (Ижевский гос. технический университет), К.Р. Крауфорда (Gunnery Fire Control Group), а также д.и.н. Н.В. Митюкова и к.ф.м.н. Е.Л. Бусыгиной (Камский институт гуманитарных и инженерных технологий, Ижевск) были рассмотрены вопросы исторических реконструкций параметров оружия и методика математического моделирования циклических процессов. Возможности средств фрактальной геометрии для моделирования взаимодействия российского аграрного общества и природы рассматривались в докладе к.и.н. Д.С. Жукова, д.и.н. В.В. Канищева и к.и.н. С.К. Лямина (Тамбовский госуниверситет).

Моделированию и прогнозированию социальных, политических и демографических процессов были посвящены доклады "Тропическая Африка в мальтузианской ловушке? К моделированию и прогнозированию социально-демографического развития Африки южнее Сахары" (д.и.н. А.В. Коротаев и Ю.Л. Зинькина, Институт Африки РАН), "Модификация синергетической модели политической стабильности Голдстоуна–Коротаева" (д.и.н. Н.А. Полевой, Одесская юридическая академия), "Оценка динамики протестной активности населения Республики Северная Осетия–Алания в 2009–2010 гг." (Е.К. Басаева, д.ф.м.н. Е.С. Каменецкий, З.Х. Хосаева, Южный математический институт ВНЦ РАН, Владикавказ), "Нечеткое когнитивное моделирование этнополитических конфликтов" (к.и.н. А.Ф. Оськин, Полоцкий госуниверситет).

На секции "Тематические Интернет-ресурсы" были представлены большие проекты, например, проект по исторической статистике Российской империи – в докладах д.и.н. Л.И. Бородкина (МГУ) "Экономическая динамика Российской империи: «долгий XIX век» в отражении электронного ресурса" и к.и.н. С.А. Саломатиной (МГУ) "Сводная статистика банковских учреждений Российской империи в рамках тематического электронного ресурса «Динамика экономического и социального развития России в XIX – начале ХХ в.».
Участники конференции из Перми представили два коллективных проекта: "Парламентская история дореволюционной России: научно-образовательный интернет-портал" (д.и.н. И.К. Кирьянов, д.и.н. С.И. Корниенко, к.пед.н. Д.А. Гагарина и Д.Г. Решетников, Пермский госуниверситет) и "Пермские газеты колчаковского периода: уникальный информационный ресурс по истории гражданской войны" (д.и.н. С.И. Корниенко, к.и.н. Д.А. Гагарина, к.т.н. Н.Н. Масленников, Пермский госуниверситет и С.В. Пигалева, Пермский краевой музей). В докладе д.и.н. Д.А. Гутнова, к.ф.-м.н. М.В. Леонова, С.А. Пенкина (МГУ) был представлен проект "Биобиблиографическая поисковая система по Журналу министерства народного просвещения, 1832–1917".

Наряду с презентацией больших проектов на секции рассматривались теоретические и практические аспекты разработки тематических ресурсов, создания профессиональных сайтов: в докладах к.и.н. Р.Б. Кончакова (Тамбовский госуниверситет) "ИС «Пути сообщения Российской империи»: CMS Друпал и создание исторических информационных систем"; к.и.н. Д.А. Добровольского (ВШЭ), Р.Б. Казакова (ВШЭ) и к.и.н. М.Ф. Румянцевой (РГГУ) "Концепция сайта Источниковедение.ru"; Н.И. Быстрицкого (Русский исторический институт, Москва) и к.и.н. М.В. Грацианского (МГУ) "Подходы к структурированию данных библиографического ресурса". Возможностям семантических публикаций исторических источников был посвящен доклад к.ф.-м.н. А.Г. Варфоломеева (Петрозаводский госуниверситет) и проф. А.С. Иванова (Даугавпилский университет, Латвия).

Проекты создания новых конкретно-исторических тематических ресурсов предлагались в докладах д.и.н. Е.М. Главацкой (Уральский федеральный университет) и проф. Г. Торвальдсена (университет Тромсё, Новегия)  “Contextualizing Sergej Sergel’s Field Research in Northern Fennoscandia with early 20th Century Digitized Sources”; к.и.н. С.В. Бесединой и Ю.В. Селезнева (Воронежский госуниверситет) "Электронный ресурс «Элита Золотой орды»". Перспективы использования ресурсов Интернет историками Казахстана рассматривал в своем докладе д.и.н. К.Ш. Алимгазинов (Институт истории и этнографии МОН Республики Казахстан).

На секции "Информационные технологии в архивах, музеях и библиотеках" обсуждались общие вопросы формирования архивного сетевого контента (к.и.н. И.Н. Киселев, РГАСПИ), а также актуальные задачи обеспечения онлайнового доступа к архивным, библиотечным и музейным ресурсам. Эти задачи рассматривались в докладах П.Д. Белоусова (РГГУ) "Многосерверное хранение данных в автоматизированных информационно-поисковых системах с цифровыми копиями документов", к.и.н. И.Е. Сафонова (Воронежский госуниверситет) "Некоторые вопросы создания интернет-портала библиотеки вуза", а также д.пед.н. А.М. Короткова, Д.В. Землякова, Е.В. Иванова, к.пед.н. А.В. Никитина и к.пед.н. А.В. Штырова (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) "Виртуальные музеи Волгоградской области: единое культурно-информационное пространство региона". Конкретный опыт информатизации фоноколлекций археографической лаборатории МГУ был представлен в докладе П.С. Япаровой (МГУ).

Большое внимание участников конференции привлекла секция "Базы данных и информационные системы". Большинство докладов в этой секции были посвящены результатам конкретно-исторических исследований, полученным с применением технологии баз данных. Так, использованию баз данных в задачах по экономической истории были посвящены доклады к.и.н. В.А. Куликова (Харьковский национальный университет) "Модель динамической базы данных промышленных предприятий украинских губерний Российской империи в начале ХХ в., Р.М. Житина (Тамбовский госуниверситет) "Ново-Покровское имение графа Орлова-Давыдова. Методики пространственного и количественного анализа в исследовании крупного капиталистического хозяйства в Тамбовской губернии".

О результатах применения баз данных в исторической демографии, социальной истории и профессиоведении, а также в историко-культурных исследованиях шла речь в докладах д.и.н. В.Н. Владимирова (Алтайский госуниверситет) "От классификации профессий к изучению социальной мобильности" и д.и.н. В.Н. Владимирова и к.и.н. Д.Е. Сарафанова (Алтайский госуниверситет) "Cословный состав вступающих в брак в Покровском приходе Барнаула в последней четверти XIX в.", к.и.н. Н.В. Стрекаловой (Тамбовский госуниверситет) "К исследованию проблемы профессиональной мобильности государственных служащих губернских городов Центрально-Черноземного региона в конце XIX – начале XX вв.: методика и технологии", к.и.н. В.П. Богданова (МГУ) "Создание базы данных «Традиционная культура русского старообрядчества»: предварительные итоги", П.С. Япаровой (МГУ) "Разработка БД для анализа записей в книгах кириллической печати XVII в." Проект создания историографической базы данных был рассмотрен в докладе "Историография карибского кризиса 1962 г.: Создание и анализ базы данных отечественных и зарубежных публикаций" (Т.К. Халилов, РГГУ).

Акцент на новых методиках и инновационных технологиях исследованиях был сделан в докладах "Облачные технологии хранения данных – возможности для историков" (к.и.н. Е.В. Злобин, РГГУ), "К проблеме изучения сетевых связей государственных служащих в провинциальном городе начала ХХ в. методами SNA (к.и.н. Р.Б. Кончаков, к.и.н. Н.В. Стрекалова, Тамбовский госуниверситет) и "Проект экспертной системы «Византийское право и акты»" (к.и.н. Ю.Я. Вин, ИВИ РАН).

Методам и технологиям работы с информацией различных исторических источников была посвящена работа нескольких секций. Секция "Квантитативная история" была ориентирована в основном на статистические источники и методы их анализа. В тематике докладов по этой секции можно выделить несколько направлений.

В первую очередь, это экономическая и социальная история. Диапазон интересов докладчиков был чрезвычайно широк: методы изучения глобального индекса человеческого развития и неравномерности распределения его компонентов в XX в. в докладе к.и.н. Д.В. Диденко (ИС РАН), вопросы землеустройства в ходе столыпинской аграрной реформы – в докладе д.и.н. М.А. Давыдова (ИЭ РАН), история промышленности, в частности, рост угольной промышленности Урала в 1920–1950-х гг. (к.и.н. С.А. Баканов, Челябинский госуниверситет). Несколько докладов были посвящены проблемам финансовой истории: “Регрессионные модели курсовой динамики российских нефтяных компаний начала ХХ в.” (д.и.н. Л.И.Бородкин и к.и.н. А.В. Дмитриева, МГУ), "Статистический анализ динамики фондового рынка Финляндии накануне Первой мировой войны: между Россией и Западной Европой" (Д.В. Анисимова, МГУ), "Банковское пространство США и России в 1980-е – 2000-е гг.: сравнительный статистический анализ" (к.и.н. Л.В. Никитин, Челябинский государственный педагогический университет).
На секции были продемонстрированы интересные результаты применения количественных методов и компьютерных технологий в социальных и историко-демографических исследованиях на материалах метрических книг (к.и.н. Д.Е. Сарафанов, Алтайский госуниверситет), книг памяти жертв политического террора в СССР (Л.А. Лягушкина, МГУ). Методы обработки материалов переписи населения 1897 г. рассматривались в докладах Н.В. Неженцевой (Алтайский госуниверситет) "Методика работы с агрегированными данными всеобщей переписи населения 1897 г.", П.В. Еремеева (Харьковский национальный университет) "Применение ретроспективного когортного анализа для изучения масштабов сокрытия веры старообрядцами в ХIX в. (на примере Харьковской губернии)".

На секции "Компьютеризованный анализ нарративных источников" основное внимание уделялось методам контент-анализа, использующим возможности современного программного обеспечения, предназначенного для создания и обработки полнотекстовых баз данных значительного объема.
Классическим направлением контент-анализа является анализ прессы, представленный в докладах "Опыт применения компьютеризованного контент-анализа материалов газеты «За индустриализацию»" (Н.В. Раздина, МГУ), "Россия в отражении итальянской прессы в конце 1990-х гг.: контент-анализ газетных публикаций" (И.В. Митрофанов, ВШЭ), "Советский юмористический дискурс: контент-анализ советских политических анекдотов и журнала «Перец»" (Е.А. Еремеева, Харьковский национальный университет).
В докладе к.и.н. И.М. Гарсковой (МГУ) "Историография исторической информатики: контент-анализ полнотекстовой базы публикаций АИК" было показано, что эти методы позволяют по-новому подойти к историографическому анализу. В этом докладе были показаны возможности работы исследователей с программой MAXQDA, которая реализует концепцию качественно-количественного анализа больших коллекций текстов, и конкретные результаты работы с этой программой.

Доклады, сделанные на этой секции, показали, что возможности контент-анализа расширяются, с одной стороны, с ростом электронных архивов, а также во многом благодаря разработке современного программного обеспечения. В то же время, наряду с методами контент-анализа можно использовать и иные подходы к изучению нарративных источников, которые разрабатываются в лингвистике, психологии и других областях знания, о чем говорили в своем выступлении А.А. Приборович (Белорусский госуниверситет) и Н.В. Толкачев (Белорусский госуниверситет информатики и радиоэлектроники).

Секция "Исторические ГИС" собрала доклады по методам и технологиям работы с пространственными данными в историко-демографических, историко-социальных, историко-культурных исследованиях. В этой области, наряду с большими проектами, например, проектом "Эволюция религиозного ландшафта Урала в конце XIX – XX вв.: историко-культурный атлас", представленном в докладе д.и.н. Е.М. Главацкой, к.и.н. С.И. Цеменковой, С.А. Белобородова, Ю.В. Боровика, А.С. Палкина, А.Н. Старостина (Уральский федеральный университет), разрабатываются и проекты в русле локальной истории, о чем рассказали в докладе "Применение ГИС-технологий в изучении локальной истории (на примере Волчихинского района Алтайского края)" М.В. Рыгалова и к.и.н. М.Е. Чибисов (Алтайский госуниверситет).
Большое внимание в докладах к.и.н. Е.А. Брюхановой (Алтайский госуниверситет) "Пространственно-географический анализ профессиональных данных переписи 1897 г. на основе международных систем классификации профессий" и "Геоинформационные технологии в исследовании профессиональной структуры и занятости населения по переписи 1897 г." было уделено пространственному аспекту в социально-профессиональных исследованиях. Пространственный аспект истории образования и исчезновения населенных пунктов Алтайского края в XVIII – XX вв. был рассмотрен к.и.н. Д.В. Колдаковым (Алтайский госуниверситет), опыт создания ГИС для анализа специфики расселения армянского населения по территории США представлен Т.Г. Мкртчян и Р.М. Житиным (Тамбовский госуниверситет), новые источники для пространственного анализа административно-территориального деления Алтайского округа изучены к.и.н. О.И. Чекрыжовой и к.и.н. М.Е. Чибисовым (Алтайский госуниверситет). Полезным для развития направления является анализ зарубежного опыта, как показал доклад к.и.н. Е.В. Барановой (Тамбовский госуниверситет) "Современная немецкая историография применения ГИС в сохранении историко-культурного наследия".

На секции "3D-реконструкции объектов историко-культурного наследия" докладчики предлагали новые концепции виртуальной реконструкции больших комплексов объектов, таких, как историческая застройка Тамбова – доклад д.и.н. В.В. Канищева, к.и.н. Р.Б. Кончакова, К.С. Кунавина, А.С. Лобановой и д.и.н. Ю.А. Мизиса (Тамбовский госуниверситет); методы и подходы к верификации виртуальных реконструкций и их программную реализацию в задачах 3D-моделирования пространственной эволюции монастырского комплекса – доклад Д.И. Жеребятьева (МГУ); новые программные продукты – доклад д.т.н. Н.В. Митюкова, Ю.В. Ганзий (Ижевский государственный технический университет) и к.ф.-м.н. Е.Л. Бусыгиной (Камский институт гуманитарных и инженерных технологий) "Пакет ANSYS в задачах исторической реконструкции".
Были также представлены результаты выполнения проектов 3D-реконструкции конкретных объектов: доклады М.Ю. Остапенко и Е.М. Мишиной (МГУ) "Виртуальная реконструкция усадьбы графа Чернышева середины XIX в." и К.С. Кунавина (Тамбовский госуниверситет) "Виртуальная реконструкция вагонов императорского поезда. Методы и результаты".

Наиболее многочисленной была секция "Информационные технологии в историческом образовании". На этой секции было заслушано 24 доклада. В докладе проф. М. Таллера (Кельнский университет) "Towards a reference curriculum for the Digital Humanities" обсуждались общие вопросы использования информационных технологий в историческом и – шире – гуманитарном образовании. Программы и учебные планы для бакалавров и магистров были представлены в докладах д.и.н. Л.И. Бородкина и к.и.н. И.М. Гарсковой (МГУ), д.и.н. С.И. Корниенко и к.пед.н. Д.А. Гагариной (Пермский госуниверситет), к.и.н. С.Н. Ходина, Е.Н. Балыкиной, к.и.н. О.Л. Липницкой, Е.Э. Поповой и Д.Н. Бузуна (Белорусский госуниверситет). Опыту информатизации образования в Кахастане был посвящен доклад д.и.н. С.А. Жакишевой (Институт истории и этнографии МОН Республики Казахстан).
В ряде докладов поднимались вопросы формирования информационной среды исторического образования: доклады к.пед.н. Д.А. Гагариной и О.В. Власовой (Пермский госуниверситет) "Информационная среда исторического образования: модель, ресурсы, методы обучения", Д.Н. Бузуна (Белорусский госуниверситет) "Информационно-образовательная среда кафедры гуманитарного факультета как часть образовательного портала вуза" и к.и.н. Т.И. Филимоновой (Российская национальная библиотека) "Электронные базы данных архивных документов РНБ как образовательный ресурс".

Учебно-методическим вопросам образования были посвящены доклад к.т.н. А.Ф. Оськина и Д.А. Оськина (Полоцкий госуниверситет) "Персональная среда обучения как альтернатива системам управления обучением" и доклад к.и.н. Г.В. Можаевой и А.В. Фещенко (Томский госуниверситет) "«Электронный тьютор»: о возможностях автоматизированной системы учебно-методической поддержки электронного обучения". Проблемы подготовки будущих учителей истории были в центре внимания докладчиков из Волгоградского государственного социально-педагогического университета: к.пед.н. А.В. Штырова "Значение подготовки будущих учителей истории к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся", к.пед.н. А.В. Штырова, Д.В. Землякова, А.А. Серова, Н.В. Яценко "Подготовка учителей к организации исследовательской деятельности учащихся в ходе проведения сетевых краеведческих конкурсов", Д.В. Землякова, к.пед.н. А.В. Штырова, Н.Н. Божко, Е.В. Иванова "Современные педагогические и информационные технологии в краеведческой деятельности учащихся".

В ряде докладов участников конференции из Минска обсуждались концепции организации работы студентов, формирования профессиональных компетенций, в частности, участие студентов в этой деятельности, использование электронных учебно-методических материалов: доклады "Электронный компонент учебно-методического комплекса для организации самостоятельной работы студентов-историков" (Е.Н. Балыкина, Белорусский госуниверситет), "Формирование профессиональных компетенций у студентов-историков при организации их самостоятельной работы с помощью электронных учебных изданий" (Е.Н. Балыкина, БГУ и С.В. Панов, Республиканский институт высшей школы), "Проектная деятельность студентов в процессе создания электронного приложения к учебно-методическому пособию «Университетоведение»" (к.и.н. О.А. Яновский и Е.Н. Балыкина, БГУ), а также "Использование мультимедиа-коллекции линий времени в процессе самостоятельной работы студентов при изучении истории Великой Отечественной войны" (Е.Н. Балыкина, к.и.н. О.В. Бригадина и С.М. Блашко, БГУ).

На секции был представлены опыт чтения курсов в разных университетах, а также ряд программ авторских курсов. О преподавании дисциплин, связанных с информационными технологиями, рассказали к.и.н. М.Ю. Ким и к.и.н С.А. Меркулов (Томский госуниверситет), о задачах обучения студентов работе с электронной научной информацией – к.и.н. А.Ю. Володин (МГУ). Д.И. Жеребятьев (МГУ) познакомил участников с дидактикой спецкурса "3D-реконструкции объектов историко-культурного наследия: компьютерное моделирование", к.и.н. Е.В. Баранова и Ю.Ю. Коньшина (Тамбовский госуниверситет) – с методикой преподавания темы "Контент-анализ" в рамках курса "Математические методы в исторических исследованиях", а к.и.н. Е.В. Баранова – с особенностями курса "Информационные технологии и технические средства в музейной работе". Представители Тюменского госуниверситета к.и.н. С.Н. Щербич и к.и.н. В.Я. Темплинг анонсировали авторский электронный образовательный ресурс по курсу "Русская палеография", а докладчики из Тамбовского госуниверситета к.и.н. Р.Б. Кончаков и М.Ю. Сидляр представили разработанное ими учебно-методическое пособие "Программирование в Mypascal2" для студентов-гуманитариев.

Итоги конференции были подведены на заключительном пленарном заседании 23 сентября. Руководители секций отметили наиболее интересные доклады, общие тенденции развития тех или иных направлений научных исследований. На заседании было единодушно отмечено, что международная конференция "Инновационные подходы в исторических исследованиях: информационные технологии, модели и методы" прошла успешно и что подобного рода научные форумы способствуют внедрению инновационных подходов в междисциплинарной научной среде, которые развиваются сегодня в различных областях социально-гуманитарного знания и укрепляют контакты между гуманитариями и специалистами в области информационных технологий, с одной стороны, а также специалистами в области архивного, музейного и библиотечного дела, заинтересованными в сохранении культурного наследия в эпоху цифровых технологий.

К основным тенденциям развития исторической информатики как междисциплинарного направления, которые были отмечены участниками на заключительном пленарном заседании, можно отнести рост внимания профессионального сообщества к теоретическим, методическим и технологическим аспектам создания информационных ресурсов. Информационные ресурсы востребованы как в исторических исследованиях, так и при обучении истории. В этой связи растет число работ по созданию и анализу баз данных и информационных систем, причем все большую роль начинают играть полнотекстовые базы данных. Активно создаются и используются мультимедийные ресурсы, исторические ГИС и 3D-реконструкции объектов историко-культурного наследия.

Математические и компьютерные методы и модели широко используются при изучении социальной и экономической истории, исторической демографии, археологии: это компьютерное моделирование исторических процессов, методы статистики, контент-анализа, геоинформатики.
При этом растет интерес к источниковедческим проблемам исторической информатики, в частности, определению информационного потенциала, достоверности и репрезентативности исторических источников (особенно массовых), археографии и архивоведению электронных документов.

На заключительном заседании было отмечено, что значительная часть участников конференции – это молодые исследователи, студенты и аспиранты. Специальные дипломы и премии за лучшие доклады молодых ученых были вручены Д.И. Жеребятьеву, Л.А. Лягушкиной, И.В. Митрофанову, М.Ю. Остапенко, Е.М. Мишиной, Н.В. Раздиной (Москва), П.В. Еремееву и Е.А. Еремеевой (Харьков).

И.М. Гарскова
(МГУ им. М.В.Ломоносова)

1. Грант РФФИ №12-06-06079

2. Информационный Бюллетень Ассоциации "История и компьютер". №38. Специальный выпуск. М.: Изд-во Московского университета, 2012. 234 С.