На стартовую страницу


М.А. Славко (Тверь)

ДЕЙДЖЕН КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ
ДВИЖЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР
НА МАТЕРИАЛАХ БАЗЫ ДАННЫХ

Движение ролевых игр является сейчас одним из наиболее массовых неформальных молодежных течений, которое привлекает значительную часть молодежи. Это движение включает несколько составляющих, таких, как непосредственно ролевые игры с выездами на полигон за город; еженедельное общение и тренировки для владения игровым оружием в постоянных местах сбора ролевиков и толкиенистов в черте города (клубы, спортивные залы, парки) игры; проводимые в городе, без отрыва от реальной жизни ("клановки") и дейджены.

Дейджен (от английского D&D) - это игра, которая проводится без физического взаимодействия. Обычно присутствует мастер и один или несколько игроков. Мастер проецирует мир, моделирует определенные ситуации, в которые попадает игрок, отыгрывает различных обитателей этого мира. Игрок же исполняет роль персонажа, существующего в этом мире, он переживает различные приключения, решает возникающие проблемы, иногда совершает подвиги. Получается как бы отдельный кусок жизни какого-либо героя.

В течение ряда лет нами формируется база данных "Ролевик", в основу которой положены материалы анкетирования участников ролевого движения, правила игр и др. База данных создается в СУБД Access. Ее результаты были обработана с помощью математических методов (группировка, средние показатели, коэффициенты взаимосвязи и т.д.). Рассмотрим лишь некоторые вопросы данной многообразной темы, затрагивая сюжеты, связанные с социальной и психологической ролью дейджена.

Существует два типа дейдженов: классический и психологический. Классический дейджен бывает в основном командным, стандартная команда-бюро - воин, клирик, маг, вор, но представителей каждой профессии может быть не по одному. Начинается он с полной раскладки героя по параметрам: сила, ловкость, ум, красота, обаяние и др. (все это фиксируется определенными цифрами). Поединки откидываются на кубиках, также по кубику постоянно определяется удачливость героя, это приводит к некоторой неадекватности ситуации. Главное же отличие классического дейджена состоит в том, что герою требуется выполнить

40

какое-то определенное действие (кого-то найти, что-то принести), после чего дейджен заканчивается, характеры героев, их взаимоотношения не имеют особенного значения. В психологическом дейджене, который бывает в основном индивидуальным - для одного игрока, на первое место становится именно жизнь отыгрываемого персонажа, развитие его как личности, восприятие себя и своего места в мире, переживания личного характера. Действия и приключения, конечно же, имеют место, но они воспринимаются сквозь призму индивидуальности героя, его взглядов и интересов. На кубиках здесь откидываются только действительно вероятностные события. Дейджены могут быть односеансовые (на несколько часов), а могут длиться по много месяцев, продолжаясь при встрече игрока и мастера.

В изучении дейджена, как одного из аспекта ролевых игр, интересен прежде всего сам дейджен-мир, поскольку каждый мастер имеет свой мир, у которого постепенно формируется не только полный облик с собственной политической, экономической и этнической географией, но и история, мифология и др.

С социальной точки зрения очень важна обучающая роль дейджена, поскольку отыгрывать приходится достаточно реальную обыденную жизнь. Тут и виды оружия, магические приемы различных народов, этика поведения, особенная у каждой расы. Мастеру приходится проявлять большую эрудицию в разнообразных вопросах, быть знакомым с историей, этнографией, психологией, обладать литературным и актерским талантом. От игрока же требуется умение усваивать и быстро интерпретировать информацию, правильно реагировать в критических ситуациях.

По многим дейдженам впоследствие создаются литературные произведения в жанре фэнтези, поскольку авторам остается только записать и отшлифовать уже готовую историю, с фабулой, диалогами, описаниями. Именно поэтому литературное творчество настолько развито в среде ролевиков.

Важнейшей проблемой при исследовании дейджена, как одной из форм ролевого движения, является восприятие его с точки зрения стороннего наблюдателя, в том числе родителей игроков. Она позволяет раскрыть многие сюжеты, связанные со взаимоотношениями взрослых и детей, социальной адаптацией подростка в обыденной жизни, способами снятия психологического стресса и т.д.

41

Содержание
Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер"