На стартовую страницу


Силина И.Г. (Барнаул)

КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ ПРИХОДОВ КОЛЫВАНО-ВОСКРЕСЕНСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА НАЧАЛА XIX В. (ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА) (1)

Широким полем для деятельности исследователей остается изучение церковного учета населения юга Западной Сибири по таким источникам как метрические книги, исповедальные росписи, клировые ведомости. Причем изучение и использование клировых ведомостей как исторического источника еще не получило должного развития, по сравнению с такими видами документов церковной статистики, как метрические книги и исповедальные росписи. Следовательно, изучение аналитической компоненты клировых ведомостей должно сочетаться с глубоким источниковедческим анализом данной разновидности консисторской статистики, с помощью которой мы имеем возможность изучить такую особую религиозную структуру, как приходская община.

В настоящее время нами создается база данных "KLIR". Она позволит собрать воедино все сведения из клировых ведомостей сохранившихся в архиве Алтайского края с последующим использованием данных в исследованиях по приходской общине Алтая.

База данных создана в Access 97 и состоит из трех таблиц:

  • сведения о причте (37 полей);
  • состав прихода (9);
  • численность прихожан (31).

В ходе работы решается несколько взаимосвязанных задач:

  • выявление информационного потенциала клировых ведомостей для изучения истории народонаселения;
  • изучение структуры клировых ведомостей;
191

  • реконструкция структуры и состава причта;
  • определение территориального охвата прихода;
  • исследование демографических процессов на территории прихода на базе клировых ведомостей.

Исследования населения с использованием церковной документации являются достаточно актуальными, тем не менее, все еще проблематично встретить специальную работу по источниковедческому анализу источников церковного учета населения, а также по изучению самой приходской общины.

Сведения из клировых ведомостей по ряду приходов уже занесены. Для примера рассмотрим данные начала XIX в. по клировым ведомостям Захарьевской церкви г. Барнаула. Приход Захарьевской церкви включал в себя как городское, так и сельское приходское население. Городская часть: правобережье р. Барнаулки, территория близ Захарьевской церкви. Сельская часть состояла из десяти деревень:

- при р. Алей: д. Усть-Алейская, При Карасьем Озере, Красноярская, Хабазино;

- при р. Обь: д. Легостаево, Белово, Вяткино, Клепиково, Камышенка, Большая Речка.

Во второй половине XIX в. все эти деревни входили в Барнаульскую волость Бийского уезда. Сейчас эту территорию делят Калманский, Топчихинский, Усть-Пристанский районы Алтайского края.

Нельзя не отметить такой обстоятельство, как удаленность сельских населенных пунктов от церкви. Например, д. Клепиково, входившая в приход церкви, находилась на расстоянии больше, чем 150 км от церкви, а самая ближайшая к Захарьевской церкви д. Усть-Алейская располагалась в 80 км.

Клировые ведомости учитывали все православное население мужского и женского пола, выделяя каждую группу населения (сословную, религиозную, профессиональную). Однако они не сообщали полных сведений о численности каждого сословия в отдельности, так как четкой сословной градации в церковном учете не было. Можно выделить следующие основные группы населения в рассматриваемом приходе: дворяне, военные, приказные, разночинцы, мещане, крестьяне, раскольники.

В состав сельских прихожан входили три основные категории населения: разночинцы, крестьяне, раскольники. Но имелись и исключения, такие как: в д. Усть-Алейской некоторое время проживали мещане, в д. Белово - дворянка, в д. Камышенке время от времени фиксировались военные.

Городское население состояло из дворян, военнослужащих, приказных, разночинцев, мещан, крестьян, дворовых людей. Отсутствует категория раскольников. Однако при работе с документами церковного учета населения требуется некоторая осмотрительность. Под "разночинцами" следует понимать мастеровых и работных людей горного ведомства, а также отставных солдат.

Состав священноцерковнослужителей за все время был разным и не соответствовал официальным требованиям. Тем не менее, служба в церкви велась, и все церковные документы находились в исправности.

192

Если рассматривать динамику населения по городской и сельской части прихода, то очевидно, что:

- численность городского прихода характеризуется относительной нестабильностью, с 1829 по 1841 г. начинается сокращение численности городского населения прихода;

- в увеличении числа сельских прихожан не имелось каких-либо резких скачков. За период с 1829 по 1841 гг. сельское население увеличилось в полтора раза.

Для всего изучаемого периода характерен рост общей численности населения. Отмечается увеличение количества крестьян, разночинцев, военнослужащих, незначительно сокращается число мещан, и практически исчезают приказные и дворовые люди.

193

(1) Исследование поддержано программой "Университеты России", грант N 10-01-008.

Содержание бюллетеня N30
Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер"