Л.В. Пушков, к.и.н. В.П. Пушков,
С.М. Завьялов, к.и.н. З.В. Гришина

(МГУ, Москва)



ВЫПУСКНИКИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
(ПЕРВЫЕ ИТОГИ СОЗДАНИЯ БАЗЫ ДАННЫХ)*

"Не безродна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных – то и знай!"

Н.А. Некрасов


В преддверии 250-летнего юбилея Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в Музее истории МГУ при поддержке Московского городского объединения архивов развернута работа по созданию базы данных по университетским выпускникам дореволюционного периода, общее число которых составило не менее 40 тыс. человек. Понятно, что столь большой объем информации должен быть организован на базе современных информационных технологий, с методологических позиций разработанной академиком И.Д. Ковальченко теории массовых исторических источников.

Первый этап проекта реализован на основе ежегодной публикации отчетов Императорского Московского университета1, где с 1877 г. в группировке по факультетам печатались списки выпускников с указанием места получения среднего образования и типа оконченного учебного заведения (гимназия, духовная семинария, реальное училище и т.п.). Эти материалы


184


хорошо известны исследователям и привлекаются главным образом как справочное пособие по отдельным персоналиям, т.е. колоссальный внутренний потенциал этих материалов используется крайне фрагментарно. Начиная эту работу, авторский коллектив попытался поднять ряд новых проблем, созвучных современным тенденциям развития исторической науки, и прежде всего осмыслению роли географического фактора в отечественном историческом процессе2. Естественно влияние региональной компоненты на эволюцию отечественного интеллектуального потенциала, огромный вклад в который внесли выпускники Московского университета. Академик Е.П. Велихов полагает, что "необходимы новые идеи и, более того, систематическая теория, теория интеллекта"3. Отвечая на эти запросы времени, мы вправе поставить проблему интеллектуальной составляющей географического фактора, первым шагом в разработке которой, видимо, должно стать достаточно масштабное пространственно-временное структурирование отечественного интеллектуального потенциала.

Нет сомнений, что выпускники высшей школы составляли ядро национальной интеллектуальной элиты. Обеспечивая функционирование институтов социальной памяти, эти люди могли существенно влиять на формирование общественного сознания, судьбу страны. На 1910 г. в Российской империи было 10 университетов с 36 147 студентами (не считая посторонних слушателей и женщин), которые составляли 76,2% от студентов всех вузов Министерства народного просвещения (МНП). При этом в 1911 г. по данным МНП на четырех факультетах Московского университета – историко-филологи­ческом, физико-математическом, юридическом и медицинском – обучалось 9242 студента, что составило 25,6% от их общего числа во всех университетах4. Очевидно, что многотысячный контингент интеллигентов, получивших в течение предреволюционных десятилетий дипломы крупнейшего вуза России, является вполне представительным. Помимо "валовых" показателей, немаловажно и местоположение Москвы в центре российских земель, что по сравнению с другими университетами обеспечивало более равномерное поступление "цвета умной молодежи" из всех городов и весей Российской Империи. Существенно и то, что после 1855 г. были сняты все количественные ограничения относительно зачисления на 1-й курс университетов. Следовательно, есть все основания наблюдать естественный ход мобилизации национального интеллектуального потенциала, как любили говорить на рубеже XIXXX вв., в соответствии с


185


"требованиями жизни". Максимальная синхронность этим требованиям обеспечивалась условием сдачи экзаменов за полный гимназический курс, если разрыв между окончанием средней школы и поступлением в университет превышал 2 года. В источниковедческом аспекте существенно и то обстоятельство, что география "исхода" выпускников устанавливалась "главным документом" о среднем образовании, а не по свидетельству о повторных испытаниях.

Сформированная на настоящий момент база данных по выпускникам Императорского Московского университета за 1876–1916 гг. включает 27717 персоналий, сведения о которых были почерпнуты из списков выпускников университета в ежегодных отчетах. Ввод данных занял два с половиной года (с июля 1999 по февраль 2002 г.) при средней загрузке оператора 20–25 рабочих часов в неделю. Так как в начале реализации проекта мы плохо представляли себе очертания, которые он должен был принять по завершению работы, то было принято решение для возможно полного сохранения информации источника перепечатывать оригинал с перспективой перевода данных из текстового формата в табличную форму. Забегая вперед, мы должны сказать, что если бы решение создавать базу в табличном виде было принято с самого начала, то ввод данных занял бы в несколько раз меньше времени, так как выпали бы операции конверсии полученных текстовых файлов к современной орфографии, сверки их распечатки с оригиналом, преобразования их в табличную форму и слияния в единый файл.

Итак, разворот оригинала – книг обычного формата А5 – сканировался на сканере Mustek MFS-8000sp с помощью оболочки Twain с разрешением 300 dpi и распознавался в программе FineReader-4.0 на ПК Pentium-75. Не обладая надежными данными о влиянии качества бумаги и типографского оттиска на процеcc распознавания, мы на всякий случай для улучшения качества изображения устанавливали при сканировании страниц со слабым оттиском на пожелтевшей бумаге, имевших пометы и загрязнения, пониженную яркость (-10…15) и повышенную контрастность (+20…40). Сканирование одного разворота занимало около 1 минуты (с учетом операции предварительного сканирования), а распознавание – около 4 минут. Наиболее удобным оказалось сканировать пакет из 12–18 стр., во время распознавания которого можно было вносить правку в предыдущий распознанный пакет в программе Word. Для улучшения качества распознавания был создан специальный язык документа, включающий только буквы русского алфавита, строчные и заглавные, цифры, круглые скобки, дефис, точку, запятую и двоеточие. Вышедшие из употребления буквы алфавита (i, фита, ять) элиминировались в процессе ручного обучения эталона (отмечены единичные случаи употребления ижицы). После передачи распознанного текста в Word выполнялись операции замены "ъ_" (ъ+пробел) на "_", "ъ,_" на ",_", "ъ._" на "._" и т.п., а также

путем замены исправлялись


186


типичные ошибки распознавания (так, крепким орешком для FineReader оказалось наиболее часто встречающееся в оригинале слово "гимназiи", которое обычно распознавалось как "гимназш" или даже "гнмназш"). После считки полученного текста по оригиналу мы получали эквивалентный ему текстовый файл.

По завершении этого этапа производилась процедура преобразования данных в табличную форму. Запись об одной персоналии в базе данных имеет следующие поля:

Фамилия;

Имя и отчество;

Год окончания университета;

Факультет (эти четыре поля обязательны для всех записей);

Степень, полученная по окончании университета (действительный студент, кандидат, без степени, для медицинского ф-та – лекарь и лекарь с отличием);

Специальность (для физико-математического ф-та; для медицинского ф-та – форма обучения: своекоштный или стипендиат);

Регион получения среднего образования;

Оконченное среднее учебное заведение;

Форма документа о среднем образовании (аттестат, свидетельство зрелости, экстерном) и наличие медалей;

Примечания.

В дополнительной графе для части студентов указывается год поступления в университет. Для примера, строка оригинала:

"999. Чеховъ Антонъ (таганрогской гимназiи)."

должна была быть преобразована в строку таблицы:


Чехов

Антон

1884

мед

лек


Донская

таганрогская гимн



а "888. Графъ Фонъ-Мюллерштернъ Адольфъ-Карлъ Вильгельмовичъ-Густавовичъ (5-й Вятской гимназiи, съ золотою медалью)" в:

Фон-Мюллерштерн

Адольф-Карл Вильгельмович-Густавович

1910

физм


ботаника

Вятка

5 гимн

зл/м

граф

Опуская частные детали процесса, в целом перенос данных осуществлялся следующим образом. Для разметки строк с целью преобразования в таблицу был выбран символ "\". Удалялись начальная нумерация строк, заголовки и пустые строки. Географические наименования в комбинации с наименованием учебных заведений приводились в уифицированную


187


форму:

"\Моск\4 гимн\", "\Тамбов\елатомская гимн\" и т.д. Также конвертировались паттерны "с золотою медалью" и "с серебряною медалью". Были введены с клавиатуры простейшие макросы, вставляющие символ "\" после первого, второго или третьего слова строки (в зависимости от указания отчества в данном выпуске "Отчетов"). В конец всех строк с использованием замены добавлялись данные о годе, факультете, степени и специальности (например, \1888\истф\канд\\). После преобразования текстового блока в таблицу эти последние столбцы перемещались на позицию после второго. Полученные таблицы сливались в единый файл в формате Excel-97, который принял размер около 4,5 Мбайт. При распечатке шрифтом размера 10 пт материал занимает около 800 страниц формата А4. В итоге, мы должны признать, что реализация этого проекта привела к значительному повышению нашей квалификации в качестве пользователей ПК.

Для аналитической обработки материала возможна любая его группировка (по факультетам, годам выпуска, регионам, названиям средних учебных заведений, фамилиям, именам, вплоть до выявления университетских династий). Использование методов факторного анализа позволит провести многомерные пространственно-временные типологии структуры контингента выпускников Московского университета. А планируемое расширение базы данных по "Алфавитным спискам студентов Императорского Московского университета" до пределов 1842–1918 гг. позволит расширить не только хронологические рамки исследования, но и дополнит его такими важными признаками, как сословная принадлежность, вероисповедание, возраст и фактическое время обучения студентов.

Перейдем к краткому анализу информации в созданной нами базе данных. За весь исследуемый период времени выпускниками ведущего российского вуза стали уроженцы более 200 населенных пунктов государства. Дипломы специалистов получили выходцы практически из всех губерний и областей Российской Империи. За 40 лет среди воспитанников университета не выявлены представители лишь четырех окраинных территорий – Дагестанской, Карской и Тургайской областей и острова Сахалин. Столь широкая география выпускников, с одной стороны, убедительно свидетельствует о всероссийском, национальном значении Московского университета в формировании отечественного интеллектуального потенциала, а с другой – рельефно демонстрирует "чуткость" университета как барометра умственного развития жителей самых разнообразных в национальном и социально-экономическом отношении регионов страны. Среди дипломированных специалистов были представители всех 12 учебных округов России. Примечательно, что лишь 28 из 76 "значимых" губерний и областей, или 37%, дали университетских выпускников только из главных своих городов (абсолютным лидером в этом смысле является Тифлисская губерния – 592 человека). Подавляющее же большинство регионов (48) оказались способными взрастить достойную Московского университета молодежь


188


и в ряде своих уездных городов. При этом обнаруживаются такие мощные точки подъема интеллекта, как, например, Шуйская, Коломенская и Елатомская гимназии, откуда с 1877 по 1916 гг. Московский университет получил соответственно 228, 189 и 172 выпускника.

Приводим список регионов, ранжированный по количеству данных ими выпускников.

1. Московская губ. – 7417 чел., 2. Смоленская – 1053, 3. Орловская – 1015, 4. Рязанская – 896, 5. Нижегородская – 755, 6. Тульская – 746, 7. Владимирская – 672, 8. Польша. 637, 9. Тамбовская – 625, 10. Костромская – 599, 11. Тифлисская – 592, 12. Тверская – 553, 13. Калужская – 532, 14. Ярославская – 525, 15. Донская – 515, 16. Петербургская – 490, 17. Саратовская – 421, 18. Херсонская – 390, 19. Таврическая – 378, 20. Воронежская – 367, 21. Минская – 359, 22. Черниговская – 337, 23. Пензенская – 314, 24. Лифляндская – 299, 25. Харьковская – 270, 26. Киевская – 265, 27. Ставропольская – 260, 28. Курская – 251, 29. Могилевская – 250, 30. Виленская – 245, 31. Полтавская – 232, 32. Екатеринославская – 226, 33. Ковенская – 208, 34. Самарская – 194, 35. Курляндская – 193, 36. Кутаисская – 177, 37. Симбирская – 174, 38. Терская – 166, 39. Гродненская – 160, 40. Витебская – 152, 41. Пермская – 151, 42. Казанская – 146, 43. Бессарабская – 144, 44. Кубанская – 132, 45. Оренбургская – 129, 46. Эриванская – 126, 47. Бакинская – 125, 48. Томская – 111, 49. Астраханская – 104, 50. Елисаветпольская – 96, 51. Вятская – 92, 52. Вологодская – 87, 53. Иркутская – 85, 54. Подольская – 78, 55. Уфимская – 67, 56. Болгария – 65, 57. Волынская – 62, 58. Сыр-Дарьинская – 60, 59. Енисейская – 58, 60. Новгородская – 48, 61. Тобольская – 47, 62. Уральская – 41, 63. Псковская – 40, 64. Акмолинская – 39, 65. Архангельская – 32, 66. Забайкальская – 30, 67. Эстляндская – 27, 68. Закаспийская – 25, 69. Амурская – 18, 70. Семиреченская – 17, 71. Черноморская – 15, 72. Ферганская – 11, 73. Семипалатинская – 10, 74. Олонецкая – 9, 75. Приморская – 6, 76. Нюландская – 4, 77. Самаркандская – 4, 78. Австро-Венгрия – 2, 79. Якутская – 1, 80. Черногория – 1.

Подавляющее большинство регионов давали университетских воспитанников практически непрерывно, и лишь, пожалуй, с 58-го ранга и ниже, под которыми стоят преимущественно окраинные территории, а также для ряда регионов, чьи уроженцы начали проникать в Московский университет лишь с середины изучаемого периода (с 1877 по 1916 гг.), можно говорить о нерегулярности интеллектуальных связей областей страны. Таким образом, на протяжении всего 40-летия мы вправе констатировать устойчивую взаимосвязь провинции с центром. Стало быть, налицо широкий географический спектр национального интеллекта – многообразие и богатство источников его формирования.

Наглядное представление о динамике суммарного количества университетских выпускников можно получить из рис. 1.

Если сомкнуть годы, когда вследствие политической реакции на акт цареубийства, революции и начала мировой войны выпуск


189


дипломированных специалистов резко сокращался, то динамический ряд за все остальное время поражает своим стремительным подъемом, демонстрируя мощный процесс возрастания интеллектуальных запросов нации в последние предреволюционные годы.



Рис. 1. График количества выпускников
Императорского Московского университета с 1877 по 1916 гг.

Обращаем внимание, что к 1917 г. на самых разных поприщах (научно-педагогическом, государственном, деловом, культурно-общественном) активно трудилось абсолютное большинство охваченных нами представителей интеллектуальной элиты, самым пожилым из которых было 65–70 лет. В среднем университет выпускал 676 человек в год, а среднегодовой прирост составил 41,5 человека. В профессиональном плане 27 717 выпускников университета распределяются следующим образом. Больше всего дал специалистов юридический факультет – 11517, или 42%, на втором месте стояли медики – 8884, или 32%, за ними окончившие физико-математический факультет – 5047 (18%) и выпускники историко-филологического факультета – 2269 человек (8%).

Для выявления типологии интеллектуального потенциала регионов нами был осуществлен расчет парных коэффициентов корреляции динамических рядов количества выпускников из всех регионов России. Так как под действием долговременного временного тренда, вызванного динамикой общеисторических процессов, находятся все эти ряды, то коэффициенты корреляции между ними будут существенно завышены по сравнению с


190


теми, которые определяются действительно сущностными взаимосвязями. Для устранения временного тренда в матрице исходных данных размерностью 77 губерний х 40 лет все числа были разделены на суммарное количество выпускников за данный год, т.е. абсолютные величины были переведены в относительные5. Таблица коэффициентов корреляции вычислялась для транспонированной матрицы исходных данных (40 объектов х 77 признаков). Здесь мы приводим часть матрицы корреляции, рассчитанную по первым 20 регионам в ранжире количества выпускников (см. табл. 1).

Все 190 коэффициентов корреляции в этой таблице оказались положительными, причем более трети (67) из них имеют значения 0,71 и выше, что свидетельствует о большой степени параллелизма эволюции интеллектуального потенциала самых разнообразных в историко-географическом и социально-культурном отношениях регионов. Больше всего (по 12) высоких коэффициентов корреляции с другими регионами имеют динамические ряды количества выпускников из Орловской и Воронежской губерний (между собой они имеют коэффициент 0,74). Средний коэффициент корреляции по всей матрице равен 0,62. Максимальную же степень параллелизма (0,93) демонстрируют следующие две пары регионов: Московская–Орловская губернии и Донская область – Херсонская губерния. Без высоких взаимосвязей остались лишь Владимирская, Тамбовская и Таврическая губернии, что, в первом приближении, может говорить о большом своеобразии этих регионов в формировании контингента университетского студенчества. Можно сделать вывод, что-либо мы имеем дело с одним мощным фактором, пронизывающим абсолютное большинство губерний за все изучаемые годы, либо необходимо совершенствование методики – применение собственно процедур многомерной типологии (прежде всего, факторного анализа) или разбиение динамических рядов на более короткие интервалы (по 10–20 лет), но это уже следующий этап исследования.


191



Таблица 1. Матрица парных коэффициентов корреляции временных рядов числа выпускников Московского университета с 1877 по 1916 гг. по 20 регионам, давшим наибольшее количество выпускников (коэффициенты умножены на 100, значения 0,71 и выше выделены жирным шрифтом).



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Московская


69

93

80

57

85

66

48

58

76

69

70

73

60

76

45

43

84

38

56

2

Смоленская



78

62

79

67

65

75

54

82

84

76

34

74

84

57

72

85

45

84

3

Орловская




71

73

78

64

63

67

80

85

81

64

71

86

54

60

91

57

74

4

Рязанская





54

61

63

19

33

71

54

45

50

40

62

18

14

62

14

35

5

Нижегородская






36

55

68

58

74

78

67

20

71

80

39

68

74

58

81

6

Тульская







60

55

44

66

68

65

71

62

70

66

45

79

23

56

7

Владимирская








46

50

69

52

52

56

61

60

30

41

57

10

47

8

Польша









57

63

79

70

26

78

73

71

86

73

55

89

9

Тамбовская










68

61

65

50

53

54

30

64

56

63

61

10

Костромская











75

75

51

68

74

48

64

76

45

72

11

Тифлисская












75

39

81

89

69

74

88

60

87

12

Тверская













52

63

78

65

74

77

66

81

13

Калужская














42

46

30

24

53

17

28

14

Ярославская















70

62

66

70

35

77

15

Донская
















62

71

93

60

88

16

Петербургская

















58

67

33

71

17

Саратовская


















70

68

90

18

Херсонская



















54

85

19

Таврическая




















67

20

Воронежская






















192



* Проект поддержан Российским фондом фундаментальных исследований (грант РФФИ № 02-08-80315).

1 См.: Отчет и речь, произнесенные в торжественном собрании Императорского Московского университета 12 января … года. М., 1878–1906; Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета. М., 1907–1917.

2 См. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

3 Интеллектуальные процессы и их моделирование. М., 1987. С. 3.

4 См.: Марголин Д.С. Справочник по высшему образованию. 4-е изд. Птг.; Киев. 1917. С. 9.

5 Аналогичный прием использован в работе: Пушков В.П. Географический аспект формирования студенчества Московского университета. 1881–1905 гг. (Опыт факторизации динамических рядов) // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1993. №6. С. 49–62.